Главная - лошади - русская тяжеловозная порода


алюры лошадей / содержание и кормление жеребят / чистка копыт лошади / разведение лошадей /

Русская тяжеловозная порода лошадей

Русская тяжеловозная порода лошадей, выведена в России в к. 19 -н. 20 вв. поглотительным скрещиванием местных упряжных лошадей с арденами Бельгии и другими тяжеловозными породами. Масти рыжая, рыже-чалая, реже гнедая, иногда серая и вороная. Высота в холке 147-150 см, косая длина туловища 157-162 см, обхват груди 184-200см, обхват пясти 21-22 см. Лошади скороспелы, плодовиты, долговечны (используются до 25 лет), выносливы, перспективны для мясного животноводства. Лучшие показатели работоспособности: максимальное тяговое усилие 820 кг, что соответствует массе воза около 20 т.

Разводят Русскую тяжеловозную породу на Северной и Северо-Западной Европейской части России, в Белоруси, на Урале, в Сибири.

 

Русская тяжеловозная порода лошадей

История создания породы. Работа с породой

Русская тяжеловозная порода относится к группе мелких тяжеловозов и предназначена для использования в сельском хозяйстве в качестве рабочей и племенной лошади. Обладает также хорошими мясными качествами и высокой молочной продуктивностью, что открывает перспективу использования животных этой породы в продуктивном коневодстве. Выведение русской тяжеловозной породы было начато в России около 100 лет назад, когда из горной части Бельгии стали завозить мелких тяжеловозных лошадей - арденов. С середины ХIХ века. в Россию стали завозить некрупных (около 150 см высоты в холке), но энергичных, выносливых и нетребовательных к условиям содержания бельгийских лошадей универсального типа. Свое название эта порода получила по месту, где она была создана, а именно в горной местности Арденны, расположенной на границе Бельгии с Францией. Заводскую работу с арденнами в России начали вести в Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии. Затем в 60-70-х годах были организованы арденнские отделения в Чесменском, Деркульском конных заводах и других. С большим успехом арденны использовались в массовом коневодстве для скрещивания с лошадьми других упряжных пород.

К началу ХХ столетия в России уже было достаточное количество ценного племенного материала некрупных тяжеловозных лошадей для самостоятельного разведения.После революции весь сохранившийся племенной материал был сосредоточен в государственных конных заводах, где шла работа по созданию русской тяжеловознойм породы.

Лошади русской тяжеловозной породы обладают высокой грузоподъемностью, выносливы, имеют крепкую конституцию, хорошую подвижность, энергичный темперамент, но при этом добронравны и неприхотливы к условиям кормления и содержания. Животные сложены гармонично, имеют пропорциональную, широколобую, с живыми глазами голову, широкую спину, поясницу и круп. Грудная клетка широкая, длинная и глубокая; ноги недлинные, правильно поставленные, оброслость их умеренная.

Масть русских тяжеловозов в большинстве случаев рыжая и рыже-чалая, реже - гнедая и др.

Средние промеры жеребцов: высота в холке - 151,8 см, косая длина туловища 162,3, обхват груди - 206,2, пясти - 22,2 см; Живая масса - 550-600 кг.
Русские тяжеловозы отличаются высокой скороспелостью Уже к трем годам они достигают почти полного развития

В молочный период прирост живой массы жеребят составляет 1200-1500 г в сутки.
Для породы характерны такие ценные биологические качества, как долговечность и высокая плодовитость В конных заводах, как правило, на 100 кобыл получают по 80 - 85 жеребят, а нередко и 90-95.
При этом племенное использование производящего состава длится до 2О - 25-летнего возраста. Кобылы русской тяжеловозной породы отличаются высокой молочной продуктивностью.

На кумысной ферме Опытного конного завода Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства в среднем она равнялась в разные годы от 2561 до 2732 л. Кобыла Лукошка (Кокетливый - Лаба) за 197 дней лактации дала 3109 л молока.
Превосходные качества русских тяжеловозов способствуют широкому распространению породы во многих регионах нашей страны.
С ней ведется планомерная племенная работа, координируемая Всесоюзным научно-сследовательским институтом коневодства.

Залогом успеха является применение традиционного метода разведения - по линиям.

В русском тяжеловозе ценится доброезжесть, подвижность, выносливость. Русские тяжеловозы достаточно скороспелы. Они уже к 1,5 годам по высоте в холке достигают 96-97 %, по живой массе - 75 % взрослой лошади и к 3 годам по всем промерам и живой массе почти полностью заканчивают свой рост.
При небольшой высоте в холке русские тяжеловозы обладают отлично выраженными упряжными формами и значительной живой массой. Обладая перечисленными выше качествами, русские тяжеловозы служат не только хорошей сельскохозяйственной лошадью, но и ценными улучшателями поголовья мелких местных лошадей северного лесного типа.
Русская тяжеловозная порода также перспективна и для развивающегося продуктивного коневодства. Благодаря своим отличным пользовательским и племенным качествам русский тяжеловоз стал у нас самой популярной из тяжелоупряжных пород. Жеребцов широко используют как улучшателей. Лучшие показатели работоспособности: максимальное тяговое усилие 820 кг, что соответствует массе воза около 20 т.

Русские тяжеловозы хорошо адаптируются в любых климатических условиях, в горах и на равнине. Они нетребовательны к корму и в отсутствие сена и концентратов какое-то время могут обходиться одной соломой.