Русская
тяжеловозная порода лошадей
Русская
тяжеловозная порода лошадей, выведена в России в
к. 19 -н. 20 вв. поглотительным скрещиванием местных
упряжных лошадей с арденами Бельгии и другими тяжеловозными
породами.
Масти рыжая, рыже-чалая, реже гнедая, иногда серая
и вороная. Высота в холке 147-150 см, косая длина
туловища 157-162 см, обхват груди 184-200см, обхват
пясти 21-22 см. Лошади скороспелы, плодовиты, долговечны
(используются до 25 лет), выносливы, перспективны
для мясного животноводства. Лучшие показатели работоспособности:
максимальное тяговое усилие 820 кг, что соответствует
массе воза около 20 т.
Разводят
Русскую тяжеловозную породу на Северной и Северо-Западной
Европейской части России, в Белоруси, на Урале,
в Сибири.
|
|

Русская
тяжеловозная порода лошадей
|
История
создания породы. Работа с породой
Русская
тяжеловозная порода относится к группе мелких тяжеловозов
и предназначена для использования в сельском хозяйстве
в качестве рабочей и племенной лошади. Обладает также
хорошими мясными качествами и высокой молочной продуктивностью,
что открывает перспективу использования животных этой
породы в продуктивном коневодстве. Выведение русской тяжеловозной
породы было начато в России около 100 лет назад, когда
из горной части Бельгии стали завозить мелких тяжеловозных
лошадей - арденов. С середины ХIХ века. в Россию стали
завозить некрупных (около 150 см высоты в холке), но энергичных,
выносливых и нетребовательных к условиям содержания бельгийских
лошадей универсального типа. Свое название эта порода
получила по месту, где она была создана, а именно в горной
местности Арденны, расположенной на границе Бельгии с
Францией. Заводскую
работу с арденнами в России начали вести в Петровской
(ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии. Затем
в 60-70-х годах были организованы арденнские отделения
в Чесменском, Деркульском конных заводах и других. С
большим успехом арденны использовались в массовом коневодстве
для скрещивания с лошадьми других упряжных пород.
К
началу ХХ столетия в России уже было достаточное количество
ценного племенного материала некрупных тяжеловозных лошадей
для самостоятельного разведения.После
революции весь сохранившийся племенной материал был сосредоточен
в государственных конных заводах, где шла работа по созданию
русской тяжеловознойм породы.
Лошади
русской тяжеловозной породы обладают высокой грузоподъемностью,
выносливы, имеют крепкую конституцию, хорошую подвижность,
энергичный темперамент, но при этом добронравны и неприхотливы
к условиям кормления и содержания. Животные сложены гармонично,
имеют пропорциональную, широколобую, с живыми глазами
голову, широкую спину, поясницу и круп. Грудная клетка
широкая, длинная и глубокая; ноги недлинные, правильно
поставленные, оброслость их умеренная.
Масть
русских тяжеловозов в большинстве случаев рыжая и рыже-чалая,
реже - гнедая и др.
Средние
промеры жеребцов: высота в холке - 151,8 см, косая длина
туловища 162,3, обхват груди - 206,2, пясти - 22,2 см;
Живая масса - 550-600 кг.
Русские тяжеловозы отличаются высокой скороспелостью Уже
к трем годам они достигают почти полного развития
В
молочный период прирост живой массы жеребят составляет
1200-1500 г в сутки.
Для породы характерны такие ценные биологические качества,
как долговечность и высокая плодовитость В конных заводах,
как правило, на 100 кобыл получают по 80 - 85 жеребят,
а нередко и 90-95. При
этом племенное использование производящего состава длится
до 2О - 25-летнего возраста. Кобылы русской тяжеловозной
породы отличаются высокой молочной продуктивностью.
На
кумысной ферме Опытного конного завода Всесоюзного научно-исследовательского
института коневодства в среднем она равнялась в разные
годы от 2561 до 2732 л. Кобыла Лукошка (Кокетливый - Лаба)
за 197 дней лактации дала 3109 л молока.
Превосходные качества русских тяжеловозов способствуют
широкому распространению породы во многих регионах нашей
страны.С
ней ведется планомерная племенная работа, координируемая
Всесоюзным научно-сследовательским институтом коневодства.
Залогом
успеха является применение традиционного метода разведения
- по линиям.
В
русском тяжеловозе ценится доброезжесть, подвижность,
выносливость. Русские тяжеловозы достаточно скороспелы.
Они уже к 1,5 годам по высоте в холке достигают 96-97
%, по живой массе - 75 % взрослой лошади и к 3 годам по
всем промерам и живой массе почти полностью заканчивают
свой рост.
При небольшой высоте в холке русские тяжеловозы обладают
отлично выраженными упряжными формами и значительной живой
массой. Обладая перечисленными выше качествами, русские
тяжеловозы служат не только хорошей сельскохозяйственной
лошадью, но и ценными улучшателями поголовья мелких местных
лошадей северного лесного типа.
Русская тяжеловозная порода также перспективна и для развивающегося
продуктивного коневодства. Благодаря своим отличным пользовательским
и племенным качествам русский тяжеловоз стал у нас самой
популярной из тяжелоупряжных пород. Жеребцов широко используют
как улучшателей. Лучшие показатели работоспособности:
максимальное тяговое усилие 820 кг, что соответствует
массе воза около 20 т.
Русские
тяжеловозы хорошо адаптируются в любых климатических условиях,
в горах и на равнине. Они нетребовательны к корму и в
отсутствие сена и концентратов какое-то время могут обходиться
одной соломой.